[ Другие произведения ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Диалектика материи

Системный подход к основам философии

 

История создания книги
Рецензия на книгу
"ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИИ"

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КНИГИ

     Первые идеи "Диалектики материи" зародились еще в конце 80-х годов, когда я трудился в Каире, в Торговом представительстве СССР в Египте, отправляя на родину пароходы с апельсинами, луком, чесноком и ромом. Атмосфера древностей, пустыня Сахара и пирамиды фараонов, необычные поселения арабов на берегах Нила поражали мое воображение, рождая чувство соприкосновения со Временем, что, видимо, и способствовало появлению мыслей о вечном, а мои некоторые способности к философствованию помогли началу работы над книгой.
     Начальный вариант рукописи был готов в 1981 году, но тогдашние официальные философские авторитеты не отвергали, но и не поддержали заложенные в исследовании идеи. Они их, скорее всего, просто не понимали.
     Поэтому я отложил свои философские изыскания до лучших времен и вернулся к ним лишь через 12 лет, в начале 90-х, когда очутился по воле судьбы в лоне другой древнейшей цивилизации - в Греции.
     Возобновить работу над книгой меня побудил, ознакомившись с рукописью, сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, профессор Плетников Юрий Константинович. Он первым увидел в моих идеях что-то новое и необычное, дал им научную оценку.
     В 1994 году книга была подготовлена к публикации и одновременно переведена мною на английский язык.
     Издание монографии на русском языке осуществило в Москве издательство "Наука" - ISBN 5-7115-0005-3. Одновременно книга была издана и на английском языке в Великобритатании сразу двумя издательствами: "The Pentland Press Ltd." в Шотландии - ISBN 1 85821 463 1 и лондонским издательством "MINERVA PRESS" - ISBN 1 86106 442 X.
     Однако окончательная апробация и научная экспертиза изложенных в "Диалектике Материи" идей была осуществлена на кафедре Теоретической философии Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Наиболее активное участие в этом принял чл.-корр. РАН, доктор философских наук, профессор Мелюхин Серафим Тимофеевич. По результатам защиты материалов исследования в МГУ мне была присуждена ученая степень "кандидата философских наук".
     Положительный отзыв идеи книги нашли и у декана Философского факультета МГУ Миронова В.В., и у бывшего в то время Президентом Российского философского общества академика РАН Фролова И.Т., и у многих российских философов, кто ознакомился с "Диалектикой материи".
     Теперь, когда книга издана в России и за рубежом, когда она имеется практически во всех центральных библиотеках нашей страны и с ней может ознакомиться любой желающий, опасений, что изложенные в ней идеи пропадут бесследно, становится все меньше.
     Размещение же ее электронного варианта на сайте "Философия в России" в Интернете еще более увеличила возможность прочтения книги.

     Если говорить о мотивах написания самого данного исследования, то главным из них следует считать необходимость дальнейшего развития теоретической базы "научной философии" и современного переосмысления ее основ. До сих пор под "философией" полагают науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Именно так ее понимал Аристотель, считая философию "наукой о познании неких оснований и начал...". Точно такое же мнение о философии имел более близкий нам по времени немецкий философ Эдмунд Гуссерль, полагая ее "наукой об истинных началах, об истоках...". Так понимали философию многие великие философы, считая ее высшим достижением человечества.
     Однако на практике не все именно так понимали и понимают философию. В этой связи тот же Гуссерль был вынужден провести четкую разделяющую линию, чтобы отделить философию как строгую науку - плод коллективного многовекового труда, стремящуюся всякое глубокомыслие превратить в ясные рациональные логические образования, с одной стороны, от идей так называемой миросозерцательной философии, являющейся плодом отдельных мудрствующих личностей. И введя подобную классификацию, Гуссерль призвал представителей миросозерцательной философии отказаться от притязаний считать ее наукой и в то же время не "тормозить прогресс научной философии".
     Возвращаясь к истокам окружающего нас мира, вспомним, что материя есть объективная реальность, сущность которой представляют различные виды движения, являющиеся ее атрибутом. Таким образом, в мире нет ничего, кроме движения, весь имеющийся строительный материал - движение. Поэтому, чтобы познать материю, необходимо вникнуть в суть законов, которым подчиняются различные виды ее движения.
     До сего времени движение материи большинство философов связывали в основном лишь только с ее движениями в пространстве и во времени, и на этих двух основополагающих категориях построена нынешняя онтологическая схема миропонимания. И действительно, ни одного события, явления или материального образования невозможно представить себе вне пространства и вне времени. Однако, более углубленная рефлексия сущности бытия, если ее осуществлять, опираясь лишь на две указанные глобальные категории, приводит к разочаровывающему выводу, что ничего, кроме механического движения, т.е. перемещения материальной точки (или системы точек) относительно точки отсчета, мы не имеем. Эта метафизичность в существующей картине мироздания имеет следствием тот большой разброд в нынешних объяснениях онтологических начал. Именно это стало причиной появления около 400 теистических версий, поскольку единственная атеистическая теория не может представить достаточно убедительной схемы или модели универсума, логично объясняющей ход диалектического развития окружающей нас жизни, а также дать ответы на многие вопросы, наиболее животрепещущие для человека.
     Ощущая ограниченность существующей научно-философской схемы, некоторые мыслители уже давно стали склоняться к тому, что двух основообразующих категорий - пространство и время - для описания поступательного развития материи и каузальности этого развития явно недостаточно. Но первое наиболее четкое определение обязательности рассмотрения организации строения материи с добавлением третьего компонента - движения в качестве - дано Ф. Энгельсом в его "Диалектике природы".
     Под качеством в настоящее время понимается структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета, проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная форма материи обладает определенной совокупностью свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими формами материи. А как известно, внешнее проявление качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция. Вот почему с изменением качественной характеристики любого материального образования меняется и его функциональная характеристика.
     Таким образом, изменение в качестве, или движение в качестве, следует рассматривать как движение в функциональной разнородности веществ, реализуемое через системную организацию материальных форм.
     Чем же объяснить, что именно качество, а никакая другая категория должна встать в один ряд глобальных категорий вместе с пространством и временем? Это следует, прежде всего, из самой природы категории качество, которое так же, как и они, имманентно движению и поэтому может иметь свою собственную отдельную ординату. Качество также релятивно и простирается как вглубь, так и вширь материи, т.е. от 1/ до . Также как у пространства и времени, мы не можем выделить и у качества как самую мелкую единицу движения, т.е. 1/, так и определить предельную величину, как бесконечность у пространства, вечность у времени. Вместе с тем, у всех трех категорий можно выделить на их ординатах движения как координаты актуальной точки, так и любой точки отсчета.
     Движение в качестве так же неразрывно связано с движением во времени, как и движение в пространстве. Без движения во времени невозможно себе представить качественных изменений, оно является независимой переменной указанной взаимосвязи. Поэтому движение в качестве правильнее рассматривать как движение в качестве-времени. Все это вполне логично вписывается в формулу количества движения . Обозначение в ней приращения качества, или приращения функций, вместо безликой физической массы в итоге обеспечивает ее смысловую законченность, в то же время ограничивая дальнейшие подстановки. Она же определяет смысловое соотношение между всеми тремя основополагающими видами движения, обеспечивающими развитие.
     Доказательством жизненной искомости предлагаемого диалектического онтологического подхода может служить хотя бы тот факт, что в условиях планеты Земля, где, ввиду объективных обстоятельств (неизменно ограниченная поверхность земного шара) пространственного приращения биосферы не происходит, и все развитие земной материальной совокупности за любой период времени происходит только за счет прибавления ее качественных свойств. Однако, онтологическая схема или схемы, которыми пользуются до сих пор, смысловой формулы диалектического развития окружающей среды, а значит объяснения причины ее саморазвития, не имеет.
     Таким образом, человеческое познание, опирающееся на научную философию, в настоящее время достигло такого предела, когда наши идеи относительно диалектического развития материальной объективности, зиждущиеся на двух глобальных категориях - пространстве и времени, перестали быть достаточными и требуют более расширенного подхода с учетом всех последних достижений в этой области знаний, но прежде всего в их взаимосвязи с движением материи по ординате третьей глобальной категории - качеству. Таким образом, для создания полной и целостной диалектической картины построения и развития материального мира необходимо рассматривать движение по трем ординатам: в пространстве - времени - качестве.
     В этой связи основной целью исследования явилась разработка теории, обосновывающей возможность соединения всех этапов эволюционного развития материи - от самых низших форм ее существования до самых развитых - в новую онтологическую модель развития, построенную, если брать греческую основу слов, на принципах триалектики.
     Данное исследование было выполнено на основе сочетания системного, логического и исторического подходов с использованием диалектического метода обработки всего комплекса знаний, достигнутых на современном этапе в естественнонаучной сфере. Строго научно-философское их осмысление, исходя из логики решения поставленных задач, выявило насущную необходимость некоторого пересмотра и переоценки имеющегося категориального аппарата, критического подхода к трактовке ряда действующих законоформулирующих философских постулатов, а также введения ряда новых понятий и категорий.
     Новым в данной теории следует считать также необходимость введения в философский категориальный оборот до этого не употреблявшиеся понятия "функциональная ячейка" и "функционирующая единица", которые, будучи элементами структурного анализа, в то же время ложатся в основу системного подхода в научной философии в связи с дополнением онтологической модели движением в качестве.
     Анализ хода формирования и поддержания функциональных способностей единиц образований через организационные уровни системного каскада построения и развития материального мира позволяет выявить особенности его структурной архитектоники.
     Есть все основания утверждать, что таинственный, или мистический "Создатель" - это всего-навсего движение в качестве, которое с течением времени последовательно обозначает на своей ординате фн. ячейки все более высокой категории, которые природа должна непременно своевременно заполнить соответствующими им фщ. единицами.
     Чтобы получить наглядное представление об этом, достаточно мысленно разложить, например, организм человека на органы, органы на ткани, ткани на клетки, клетки на макромолекулы и молекулы, те, в свою очередь, на атомы, атомы на ядра и электроны, ядра на протоны и нейтроны, те на кварки и глюоны, и т.д. вглубь материи до нулевых колебаний вакуума. Однако до сего времени никто не может объяснить, почему эти действия беспрерывно происходят вокруг нас в обратном направлении, что является движущей и направляющей силой этого синтезирующего процесса, или, тем более, почему природа не остается как угодно долго в разложенном на субэлементы состоянии.
     Соединение всех этапов эволюционного развития материи - от самых низших форм ее существования до самых развитых - в трехмерном континууме (пространстве - времени - качестве) более полно отражает единую, протяженную во времени, целостную картину мира и позволяет проследить исторический ход развития материи от раннего к позднему, от малого к большому, от простого к сложному. Эта модель дает возможность однозначно объяснять причинную обусловленность процесса эволюции низших форм в высшие, а также объективную закономерность этого процесса. С введением в наш обиход понятий фн. ячеек и фщ. единиц, а также функциональной значимости всех материальных формирований на ординате качества наука наделяется способностью не только ответить на многочисленные вопросы "когда", "где", но и "почему". Вместе с новой онтологической моделью атеистическая версия приобретает, наконец, не только иное звучание, но и свою неоспоримую доказательность, что позволяет возвысить ее логику над рассуждениями теистических версий.
     Таким образом, идеи триалектической концепции онтологической модели развития ложатся по "принципу соответствия" в канву именно "строго научной философии", становятся пополнением научных философских знаний. Эти знания могут найти применение при описании искомой парадигмы бытия, использованы уже не в поисках, а в объяснениях смысла Жизни.
     Из истории нам известно, что в первом веке н.э. Птолемей описал геоцентрическую систему мира, положившую конец варианту о трех китах. Потребовалось 1,5 тысячи лет, чтобы пробудившееся сознание Николая Коперника позволило научно изложить гелиоцентрическую систему (выдвинутую еще в III веке до н.э. греческим философом Аристархом Самосским) и которую лишь еще через 100 лет доказали математически (с помощью формул) Кеплер и опытным путем (с помощью телескопа) Галилео Галилей, но которая и после этого еще в течение 200 лет была под запретом церкви. Тем не менее, за последние 150 лет сознание уже миллионов людей доросло до ее понимания.
     Подобная аналогия приходит на ум в случае с онтологической моделью. Рост сознания уже давно требует поменять ее на более совершенный вариант. Однако время широкого применения того или иного варианта наступит лишь после того, как это осознает не только философская элита, но и значительная часть социума, и на это, при нынешних темпах развития мировой цивилизации, есть надежда, потребуется гораздо меньше времени, чем потребовалось для осознания гелиоцентрической модели.
     Новая онтологическая модель, укладываясь в принцип соответствия и оставляя предыдущую уже только в качестве частного случая, способна произвести своего рода "коперниканский поворот" в философии. Она призвана противопоставить логику научных аспектов современных знаний алогизмам псевдонаучных, включая различные дианетики и саентологии, что позволит в итоге поднять авторитет научной философии среди обычных людей. Да и в отношении научных философов все реже станут использовать известную цитату: "Узок их круг, страшно далеки они от народа".
     Вот почему не случайно девизом ХХ Всемирного философского конгресса стал - "PAIDEIA: Философия в просвещении человечества", поскольку действительно только научная философия способна сыграть решающую роль в умножении "мыслящей, по выражению Канта, общественности", только ее распространение поможет в деле сохранения и развития человеческой цивилизации.

Игорь Кондрашин

В начало

Юрий ПЛЕТНИКОВ
доктор философских наук, профессор

РЕЦЕНЗИЯ
на книгу И.И. Кондрашина
"Диалектика материи. Системный подход к основам философии."

 

"С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-исторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма"

Фридрих Энгельс

     Книга И.И. Кондрашина "Диалектика материи" посвящена 100-летию со дня смерти Ф. Энгельса. За прошедшее столетие достижения науки, особенно естествознания, составили целую ни с чем не сравнимую в прошлом эпоху. Возникла еще более грандиозная, чем в годы научного творчества Ф. Энгельса, задача диалектического осмысления этих достижений, создания более полной системной картины мира.
     Книга вносит свою существенную лепту в решение этой задачи. Автор - философ по призванию. Он закончил Московский государственный институт международных отношений. Со студенческой скамьи он серьезно увлекся экономикой, философией, естествознанием. Рассматриваемая книга - результат многолетних настойчивых усилий по изучению и "диалектической обработке" огромного научного материала. Сделан важный шаг в построении на основе современных научных знаний системной архитектоники уровней материи, углубляющей наше понимание диалектики природы, общества и мышления.

     Самой глубокой характеристикой материи как субстанции выступает раздвоение единого на противоположные начала, их взаимосвязь и взаимодействие. Это взаимное воздействие противоположностей и означает движение материи, которое всегда происходит в пространстве и времени. Однако познание такого движения еще недостаточно для интерпретации развития. Опираясь на высказывание Ф. Энгельса о том, что в надмеханических областях движение не только изменение места (другими словами, движение в пространстве - времени), но и изменение качества, автор раскрывает и обосновывает внутреннюю обусловленность движения материи в пространстве - времени - качестве. Движение в качестве и есть восходящая или нисходящая линия развития. Причем более высокий уровень строения и развития материи не просто включает в себя более низкий, а включает его в "снятом", т.е. преобразованном и подчиненном, виде. Движение в качестве всегда предполагает изменение организации и функций материальных образований, что и означает переход от одного системного строения и развития материи к другому уровню. В книге этот процесс определяется как "каскадность построения мира". Важную роль в концепции автора играют введенные им понятия "функциональная ячейка" и "функционирующая единица" (сокращенно: фн. ячейка и фщ. единица).
     Функционирующие единицы представляют собой специфические структурные образования данного уровня материи. Функциональные ячейки - связи и взаимодействия, детерминирующие системные качества функционирующих единиц и всего уровня организации материи, в том числе пространственно-временные интервалы движения функционирующих единиц (перемещение, вращение, колебание, пульсацию и др.), соотношение их кинетической и потенциальной энергии, энтропийные и негэнтропийные процессы. Выдвигаются 12 принципов системного построения материи. Отметим лишь то, что наиболее важно для понимания авторской позиции.
     Все функционирующие единицы (материальные образования) обладают характерным только для них системным качеством, а значит, и функциями. Такое качество образуется в силу включения этих единиц в функциональные ячейки соответствующего уровня материи. Функционирующие единицы, занимающие, например, место функциональной ячейки системного уровня "n", являются вместе с тем качественно иными микрообразованиями в функциональной ячейке уровня "n-1" и макрообразовании "n+1". Каждый более высокий уровень организации материи, "заполняя" структуру своих функциональных ячеек функционирующими единицами предшествующего уровня, качественно преобразует эти единицы.

     Движение в качестве изменяет соотношение между кинетической энергией движения и потенциальной энергией связей и взаимодействий организации уровней материи. Образование системы функциональных ячеек более высокого уровня означает увеличение потенциальной и пропорциональное уменьшение кинетической энергии занимающих их функционирующих единиц. И, наоборот, распад системы функциональных ячеек любого уровня разрушает ее связи и взаимодействия. Материя переходит на более низкий уровень организации, где часть потенциальной энергии распавшейся системы преобразуется в кинетическую энергию движения в пространстве - времени изменившихся функционирующих единиц. Одновременно в соответствии с восходящей или нисходящей линиями развития материи происходит возрастание или уменьшение связанной в структуре уровней материи информации - негэнтропии.
     В книге выделяются и исследуются 11 основных уровней строения и развития материи (уровни: а, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К). В схематическом изложении идеи автора можно представить следующим образом.
     Самым низким, малоизвестным современной науке уровнем системной организации материи можно считать "нулевые" колебания вакуума - некие виртуальные частицы и их поля (уровень а). Больше изучены системные образования - кварки и глюоны (уровень А), связывающие кварки в функционирующие единицы одного из последующих уровней (протоны, нейтроны и др.). В свободном состоянии кварки не обнаружены. В подуровень (АА) входят электроны, фотоны, нейтрино и гипотетические гравитоны и, видимо, некоторые другие частицы и античастицы - кванты соответствующих физических полей, а также нестабильные в свободном состоянии Мю- и К- мезоны и гипероны (подуровень АБ). Уровень Б представляют стабильные системные образования - нуклоны (протоны и нейтроны).
     Дальнейшее строение и развитие материи связаны с атомной структурой (уровень Б). Ядро атома состоит из нуклонов, его оболочка представляет собой "электронное облако". Устойчивость атомных ядер определяется возникающими между протонами и нейтронами при участии мезонов ядерных связей и взаимодействий. Число электронов в атоме (равное заряду ядра), а также их пространственная конфигурация обусловливают химические свойства элементов периодической системы Менделеева. Уровень материи, объединяющей в систему многообразие химических соединений - молекулы, ионы, радикалы (уровень Г), в свою очередь, образует уровень вещества, находящегося в трех фазовых состояниях: газ, жидкость, твердое тело (уровень Д).
     Концентрация вещества в космосе находит свое выражение в звездно-планетарном уровне организации материи (уровень Е) и планетарном уровне (уровень Ж) и, далее, применительно к планетам типа Земля уровне биосферы как планетарной сферы (уровень 3). Возникает особый вид структурного уровня (уровень И), основанного на дифференциации и интеграции строения и функций живых клеток - многочисленных биологических организмов растений (по терминологии автора первое поколение), травоядных животных (второе поколение), плотоядных животных (третье поколение) и человека (четвертое поколение). Становление общественного человека есть вместе с тем и становление социума (уровень К), начало которому положила первобытная община.
     Функционирующей единицей социального уровня строения и развития материи (уровень К) является общественный человек. Функциональная же ячейка представляет собой своеобразную пространственно-временную нишу, узел общественной системы, которые определяют социальный статус и функции занимающего ее человека. Функциональные ячейки субординированы в виде своеобразной пирамиды. Они дифференцируют людей на должностных лиц и рядовых, организаторов и исполнителей, руководителей и подчиненных.
     Генотипы людей многообразны. В них заложен далеко не тождественный набор задатков, становящихся в соответствующих социальных условиях способностями и талантами людей. Первобытную общину возглавляли старейшины - наиболее авторитетные чины общины, выделявшиеся своим опытом, знаниями, умением организовывать повседневную жизнедеятельность общины, ее защиту от стихийных сил природы и нападения врагов. Возникновение цивилизации означало переход к новому виду общества. Сформировались частная собственность, общественное разделение труда, классовая структура, государство и многое другое. Чем выше от основания пирамиды положение функциональной ячейки, тем больше власти и привилегий у занимающих эти ячейки функционирующих единиц. Точно так же, как остаются втуне, не получают функционального развития способности и таланты функциональных единиц, занимающих место в функциональных ячейках низшего яруса. Отсюда социальные несоответствия, антагонизмы и классовая борьба.
     Преодоление частной собственности, равные для всех социальные возможности раскрытия своей индивидуальности, реальные права человека, подлинная демократия - суть социалистического преобразования общества, достижения полного социализма. "Только при таком порядке, - говорится в книге, - фн. ячейки вверху структурной вертикали пирамид будут стремиться занять не самые жадные и властолюбивые, а самые функционально пригодные и ответственные индивидуумы".
     Рассматривая дальнейшую перспективу строения и развития социального уровня материи, автор пишет, что законы диалектики материи созвучны коммунистическому принципу заполнения функциональных ячеек функционирующими единицами: "От каждого - по фн. способностям, каждому - по фн. потребностям", то есть совмещение фн. способностей с фн. потребностями для каждой фщ. единицы может произойти лишь при заполнении ею соответствующей фн. ячейки. Поэтому еще рано полностью отбрасывать сами коммунистические идеи, или мечтания, как таковые, ибо их появление было совсем не случайно.
     Книга завершается анализом философских проблем человека. Подчеркивается идея формирования ноосферы - сферы разума как альтернативы тупиковому пути развития человеческой цивилизации и др.

     Таковы схематические контуры уровней строения и развития материи, проблемы которых гораздо полнее и глубже представлены в книге. Конечно, специалисты соответствующих областей научных знаний могут обнаружить в авторских конструкциях некоторые неточности. Так, в частности, не уточняется, что движение в пространстве - времени - качестве происходит не в категориях (понятиях), а именно в самом материальном мире. Становление общества и общественного человека связано не только с развитием семьи, а с возникновением первоначальной социальной ячейки общества - рода, дуально - родовой организации, что и определяло собой изменения форм семейно-брачных отношений.
     Однако все подобные замечания не касаются концептуальной целостности представленного на суд читателей исследования. В книге убедительно раскрывается методическое значение введенных автором понятий "функциональная ячейка" и "функционирующая единица" для раскрытия закономерностей движения материи в пространстве - времени - качестве, для понимания системного качества уровней материи и ее развития как целого.

     Будущее материалистической философии автор видит в слиянии системно-структурного синтеза научных достижений в различных областях знаний с динамизмом диалектического материализма. В этом процессе надо, видимо, искать и перспективу изменения и самой формы материализма. Книга И.И. Кондрашина "Диалектика материи" - начало такого пути. Сам автор считает, что в книге изложены "лишь основополагающие теоретические обобщения". Более подробную конкретизацию ряда затронутых вопросов он предполагает осуществить в последующих трудах.

В начало

   "Диалектика материи"

[ Другие произведения ] [ На главную страницу ]